"В настоящее время транспортные издержки для стран, не имеющих выхода к морю, в 1,4 раза выше, чем для прибрежных государств. Даже во времена Великого шелкового пути торговые маршруты в Центральной Азии были преимущественно широтными, то есть на направлении восток–запад.
Формирование новых транспортных связей на направлении север – юг является историческим шансом для Центральной Азии. Это возможность стать транспортным перекрестком континента, открыть для себя новые производственные ниши, радикально улучшить условия внешней торговли, особенно с Западной и Южной Азией", – сказал заместитель председателя правления – главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров.
Заместитель председателя правления – главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров
Расчеты с использованием гравитационной модели Международного торгового центра показывают, что нереализованный потенциал торговли между Индией и странами Центральной Азии в 2 раза превышает средний за 5 лет фактический объем торговли между ними из-за недостаточной транспортной доступности, неудобства и дороговизны транспортного сообщения.
Эксперты считают, что важным является развитие мягкой инфраструктуры Евразийского транспортного каркаса. В основе совершенствования мягкой инфраструктуры лежит реализация трех принципов – гармонизации, координации и цифровизации. Например, экспорт в странах Центральной Азии может вырасти на 18% при сокращении вдвое времени простоя грузов и транспортных средств на границах. При этом переход на цифровые технологии и транспортно-сопроводительные документы может дать до 4 дней экономии при пересечении границ в ходе международных грузовых перевозок.
Аналитики ЕАБР подчеркивают, что непременное условие функционирования и дальнейшего успешного развития Евразийского транспортного каркаса – развитие подходов к транспортным узлам и морским портам, строительство и модернизация погранпереходов, необходимой вспомогательной инфраструктуры, в первую очередь сухих портов и транспортно-логистических центров.
Комментарии (0)