News and articles

В июне завершат ТЭО третьего погранперехода Казахстан – КНР

Цель проекта, который реализуют в области Абай, – увеличение транзитно-транспортного потенциала страны.

На границе с Китайской Народной Республикой объем перевозок грузов в экспортно-импортном сообщении через железнодорожные станции Достык и Алтынколь ежегодно увеличивается. В 2021 году через них перевезено 20,2 млн тонн грузов. За 2022 год объем перевозок грузов между РК и КНР составил 20,2 млн тонн. Это на 15% больше аналогичного периода прошлого года. Такие цифры привели в министерстве индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) в ответе на запрос редакции. По итогам двух месяцев 2023 года объем перевозок грузов превысил 4 млн тонн, что на 31% больше аналогичного периода прошлого года

Новая ветка, новый переход

Для разгрузки приграничных железнодорожных станций, увеличения пропускной способности между Казахстаном и Китаем еще на 20 млн тонн грузов в год как раз и нужен проект строительства новой железнодорожной линии Бахты – Аягоз с открытием третьего пункта пропуска "Бахты" на границе с Китаем.

По информации МИИР, сейчас по этому проекту разрабатывают технико-экономическое обоснование (ТЭО) со сроком завершения в июне 2023 года. В пресс-службе АО "Национальная компания "Қазақстан темір жолы" (АО "НК "КТЖ") сообщили, что первый заместитель премьер-министра РК Роман Скляр в своем протокольном решении от 10 февраля 2023 года дал указание нацкомпании совместно с разработчиком ТЭО по строительству третьего погранперехода – Академией транспорта и логистики  в срок до 17 апреля текущего года направить ТЭО на рассмотрение в РГП "Госэкспертиза". Там начнут поэтапно рассматривать разработанные разделы технико-экономического обоснования проекта железнодорожной линии Бахты – Аягоз.

"Проектировщику предоставлена информация по потребному количеству объектов и инфраструктуры на предполагаемых десяти раздельных пунктах – Аягоз-2, Шынкожа, Ай, Таскескен, Текебулак, № 139, Урджар, Маканчи, № 240 и по станции Бахты", – отметили в АО "НК "КТЖ".

В рамках проекта предполагается строительство административных зданий руководства станции, эксплуатационных вагонного и локомотивного депо, предприятий по обслуживанию магистральной сети, домов отдыха локомотивных бригад, пунктов экипировки локомотивов песком и топливом, станционных постов, зданий пунктов технического осмотра, зданий контрольного поста, помещений для обогрева, компрессорных, зданий текущего отцепочного ремонта и двухквартирных жилых домов на каждом раздельном пункте.

В МИИР РК добавили, что в рамках разрабатываемого ТЭО проекта будут предусмотрены объекты сооружений таможенных, пограничных и санитарных служб на приграничных станциях. По данным министерства, стоимость проекта предварительно составляет 321 млрд тенге. Протяженность участка Бахты – Аягоз – 270 километров.

Проект планируют реализовать за счет привлеченных средств по принципу ship or pay.

История третьего погранперехода

Сейчас на границе Казахстана и Китая функционируют два железнодорожных пограничных перехода – Достык – Алашанькоу и Алтынколь – Хоргос. Как рассказали в АО "НК "КТЖ", в своем письме на имя главы государства аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов 5 апреля 2022 года отмечал, что "руководство Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая (СУАР) выражает заинтересованность по расширению и наращиванию взаимовыгодных перспектив сотрудничества с ВКО". Одним из таких вопросов перспективного сотрудничества рассматривалась возможность строительства железной дороги Тачэн (КНР) – Аягоз (РК).

"Строительство железнодорожной ветки Тачэн – Аягоз позволит значительно сократить время в пути грузов и пассажиров из Западной части Китая в Казахстан, Россию и страны Европы", – добавили в АО "НК "КТЖ".

Еще 22 марта 2017 года акимат Восточно-Казахстанской области и Тарбагатайский округ СУАР КНР подписали меморандум о проведении предварительных исследований по строительству участка Бахты – Аягоз железной дороги Карамай – Тачэн – Аягоз.

В соответствии с меморандумом исследования по строительству участка железной дороги Бахты – Аягоз предусматривали финансирование с китайской стороны. Анализ и обобщение информации поручалось компании "Синьцзянский железнодорожный проектно-изыскательский институт" из китайского города Урумчи.

Местные исполнительные органы Казахстана и СУАР обязались принять меры по получению поддержки компетентного органа в области железных дорог и включению строительства железной дороги в программу инфраструктурного развития и план сотрудничества между правительствами двух стран.

По информации акимата ВКО, в период с 21 по 24 сентября 2017 года в рамках подписанного меморандума специалисты Синьцзянского проектно-изыскательского института железных дорог совместно с казахстанским ТОО "Научно-исследовательский и проектный институт транспорта и коммуникаций (НИИ ТК) провели предварительные исследования (рекогносцировки) по строительству участка Бахты – Аягоз в Урджарском и Аягозском районах. На сегодняшний день анализ статистических данных из ТОО "НИИ ТК" направлен в Синьцзянский проектно-изыскательский институт железных дорог для изучения китайской стороной.

С китайской стороны уже построена железнодорожная линия Куйтун – Чугучак (Бахты). В декабре 2022 года пресс-служба АО "НК "КТЖ" сообщила, что определен разработчик ТЭО проекта "Строительство третьего пограничного железнодорожного перехода на казахстанско-китайской границе с выходом на железнодорожный участок Семей – Актогай. Им стала Академия транспорта и логистики.

Пресс-служба в конце прошлого года также отмечала, что проектировщики для определения места строительства и планирования инфраструктуры международного пограничного перехода Бахты поехали в область Абай, которая образовалась из ВКО в июне прошлого года. Вместе с Академией транспорта и логистики на месте будущего перехода работали представители пограничных и таможенных служб, СЭС и регионального департамента экологии.

В рамках проекта нового межгосударственного железнодорожного пункта пропуска запроектированы раздельные пункты с приемоотправочными путями и устройствами для организации безостановочного пропуска длинносоставных поездов. Также предполагается модернизация существующих железнодорожных линий, развитие станций Аягоз, Шар, Жыргалы и ряда разъездов, расположенных на железнодорожном участке Актогай – Аягоз.

Проектировщик разработал три варианта трассы примыкания в районе станции Аягоз. В итоге руководство АО "НК "КТЖ" выбрало оптимальный вариант о месте примыкания трассы двумя подходами к существующей линии Аягоз – Актогай с открытием предузловой станции Аягоз-2, необходимым путевым развитием.

Comments (0)

Leave a request

Какой из этих факторов является наиболее важным при выборе транспортной компании?